Domiki
Главная Раннее развитие Окружающий мир Домашний праздник Спрашивают дети Все статьи

Детский праздник

Кукольный театр

Окружающий мир

Кафе для
     родителей

Библиотечка

Воспитание подростка.

Продолжение

Подросток

Предисловие

17. Удивительное качество сопереживание страданиям чуждых нам существ. С ним родится почти каждый из нас. Его очень легко развить и усилить в ребенке, довести до полного психологического запрета.
           Однако это чувство глохнет, когда ребенок убеждается, что взрослые, поведению которых он доверяет и подражает, легко нарушают этот запрет.
          Вот, например, описания Геродота, посетившего Древний Египет. В Нижнем Египте, наиболее заселенном и окультуренном, горожане рыли пруды, в которых содержали бегемотов и крокодилов. Их кормили за общественный счет, и горе тому, кто их обидит. Священна кошка, священны ибисы, даже некоторые насекомые. Нельзя рвать священные цветы, священными рощами можно только любоваться. И в то же время в Верхнем, менее обжитом Египте на крокодилов и бегемотов разрешалось охотиться. Там их еще встречалось много.
          Прообразы заповедников, заказников, зоопарков… Нормы поведения, которые мы хотим выработать… Все это было значит, возможно и вновь. Еще недавно учитель разъяснял школьникам на примере священных животных и растений неразумность и религиозный фанатизм древних египтян, а теперь тот же пример мы приводим как символ их высокой культуры и осмотрительности.

18. А теперь поразмышляем о том, как и почему человек полюбил собак. Прочтите внимательно, возможно, тогда вы уступите своему ребенку в его настойчивых просьбах завести щенка.
          Человек расселился по всей Земле шире, чем любой другой вид животных. И везде вместе с ним была собака. Собака для охоты, собака-пастух, ездовая собака, боевая собака, собака пищевая и собака без определенного применения просто собака. Последних больше всего, и число их растет. Некоторые социологи считают число собак в городе одним из показателей жизненного уровня жителей.

19. Если вы хотите наглядно увидеть, что такое невозможность взаимопонимания, втяните в спор любителя собак и собако-ненавистника. И если вы (редкое качество) не принадлежите ни к одному из этих миров, вы, пожалуй, согласитесь, что в ненависти второго много разумных доводов.
          Хорошая собака не только стоила вам 'денег при покупке их приходится тратить на нее все время. Ее нужно кормить. Покупать ей билет в поезде и самолете, платить за прививки и в клуб. Во многих странах приходится платить налог, покупать абонементы на площадки. Она стоит вам времени. С ней нужно гулять, и не только когда погода хорошая и прогулка приятна, но и когда хороший хозяин собаку из дома не выгонит. Вам приходится заезжать домой, чтобы выгулять ее, пристраивать ее, если вы уезжаете. Собака стоит вам нервов. Вы жили в доме в мире со всеми, вы завели собаку и у вас появились недоброжелатели. Каждый раз вы боитесь, что она попадет под машину, потеряется, укусит кого-нибудь. Наконец, от собаки лишняя грязь в доме и есть небольшая опасность чем-нибудь заразиться. Этого довольно, чтобы убедить вас не заводить ручную козу, медвежонка, ворону или попугая. Но не собаку.

20. Это все так, ответит любитель собак, но не это главное.
          А что главное? То, что я люблю собак, что я с детства мечтал о собаке, что с собакой мне хорошо, а без собаки тошно. И никаких разумных объяснений. Собаку к человеку влечет инстинкт. А нас к собаке? Да он же!

21. В первичную мораль человека, как и многих животных, входит запрет причинять ущерб тем, кто ему доверяет.
          Несколько видов животных воспользовались этим качеством человека, чтобы сблизиться с ним. Кошка, которую мы считаем домашней, аисты, голуби, ласточки, которых мы домашними не считаем, поселились среди нас и пользуются нашей защитой. И мы их любим. А к действительно прирученным животным курам, свиньям, овцам, козам человек не испытывает бессознательной любви.
          Давно прошли те времена, много раз снимались с места и перемещались по разным направлениям потомки первобытных охотников, пастухов и пахарей, дав начало новым народам. И давно уже не нужна нам собака в той мере, как нашим предкам. Но -по-прежнему во многих из нас живет и требует удовлетворения тяга к собаке. Мотоцикл, автомобиль многим заменили лошадь, но собака незаменима.

22. Человек разумный не появляется на свет, ничего не зная о нем.
          Он рождается с программами, как вести себя в этом мире. С огромным набором напутствий, выстраданных и проверенных в несметном числе поколений его предков, в калейдоскопе ситуаций. Тщательно отобранных, умело сформированных инстинктов. Мы обсудили для начала не самые важные, не самые очевидные из них. Напротив, почти забытые, почти не нужные, проявляющиеся в небольших наших странностях, привычках, пристрастиях, хобби. Таких неясных, необъяснимых для нас самих. Но куда более понятных, если мы обращаемся к образу жизни наших предков.

23. Инстинкт удивительно корректен по отношению к разуму. Древний повелитель поведения, он обычно не командует, не требует слепого подчинения, даже не советует.
          Он только незаметно направляет желания и мысли, оставляя разуму полную свободу облечь желание в подходящую времени и обстановке форму. Ведь он, инстинкт, древен и консервативен. Жизнь же меняется, на то и дан разум, чтобы ориентироваться в меняющихся, нестандартных ситуациях и принимать решения.
Нам кажется, что мы поступаем так, а не иначе потому, что так хотим, нас так воспитали, это наше убеждение, и почти никогда нам не кажется, что нас побуждает к этому что-то слепое, грубое, враждебное нашему разуму. Нам так трудно поверить, что в мотивации нашего поведения участвуют инстинкты!
Ибо разум почти никогда не борется с инстинктом и инстинкт не глушит разум. Они сотрудничают. Миллионы лет.

24. Теперь затронем более конкретно проблемы наших взаимоотношений с детьми. И в первую очередь посоветуем не забывать, что несколько лет детства значат для человека больше, чем вся остальная жизнь.
          Мир предков это детство человечества. А еще есть мир просто детства, такой знакомый и такой особенный…
          Детство короткий по времени отрезок нашей жизни. Но мудрецы говорят, что это половина жизни. А самые мудрые называют его второй жизнью. У пожилого человека его далекое детство почему-то начинает играть все большую роль в воспоминаниях и снах. Тому, кто находится посредине жизненного пути, кажется, что он почти забыл свое детство, и многое в поведении его и чужих детей кажется ему странным и непонятным. А у юного индивидуума все не как у взрослых - он понимает именно те поступки, которые для них так естественны и нормальны.

25. У клетки обезьян хохочет толпа людей. Что же такое делают обезьяны? Нет, они не смешат нас они живут обычной жизнью, не обращая внимание на людей, к которым давно утратили интерес за годы жизни в зоопарке. Задумайтесь над тем, что заставляет людей смеяться.
          Они видят знакомые, «наши» движения и мимику в карикатурном исполнении. И это не случайно. Многие животные близких видов карикатурны, противны друг другу. Отбор часто «специально» усиливает различия в поведении у похожих видов, меняет местами отдельные позы ритуалов. И тем самым не допускает образования смешанных пар. Этологическая изоляция видов.
          Вот уже более ста лет в США нет-нет да и затевается очередной «обезьяний процесс». В. каком-нибудь местечке родители, определяющие, чему учить их детей, требуют запретить преподавание теории Дарвина. «Я знаю все ваши аргументы, но мне глубоко противна мысль о происхождении от обезьян, она для меня унизительна, и я не хочу, чтобы мои дети такое узнали», заявил один из родителей на подобном процессе. Очень четко выразил свою позицию: мне противно. А вам, любезный читатель, разве не противно? Ну почему от обезьян? За что такое наказание?! Не обидно было бы произойти от львов, волков, медведей, орлов, ну от муравьев, на худой конец! (Многие народы в своих преданиях от всех них себя и выводили.) Один человек написал мне, что у него есть доказательства, что человек произошел от дельфинов. О происхождении от инопланетян мечтает немало людей. И мне, сказать по правде, происхождение от обезьян не по нутру, я знаю много неприятных черт в их введении.

28. Возможно вы удивитесь, но ребенок, еще не родившись, знает, как будет выглядеть мать.
          Попробуйте поэкспериментировать. С самого рождения кормите ребенка, попеременно надевая себе на лицо две маски: одну плоский белый квадрат, а другую белый овал с большой черной буквой Т в середине. Регистрируйте реакции, и вы обнаружите, что младенец предпочитает овал с Т-образным пятном: это врожденный образ лица матери. Он ловит ногами погремушку еще одна древняя реакция. Сел, встал, пошел, пробует издавать звуки весь набор всех языков. Начал узнавать любых людей как особей своего вида и всех их приветствует улыбкой. Начал отличать своих от чужих и чужим угрожает: хмурит брови, сжимает губы, а если боится, то кричит, отворачивается и делает рукой движение «прочь!». Чтобы обратить внимание на предмет, показывает на него глазами и пальцем. Пробует все предметы на вкус, но особенно стремится подбирать все с земли. И так без конца. Все, что перечислено, проверено экспериментально да, врожденные реакции. Все они есть у приматов.

29. А вот более забавные примеры.
          У хвостатых приматов детеныш, обследуя мир, сохраняет спасительный контакт с матерью, держась за ее хвост. Макаки, воспитанные на макетах матерей с длинными хвостами, вырастали более смелыми и общительными, чем воспитанные на макетах с короткими хвостами или без хвостов, потому что имели больше возможностей обследовать мир. Миллионы лет у всех гоминид нет хвоста, а инстинкт цепляться за него сохранился. Ребенок, если он волнуется, цепляется вместо хвоста за юбку матери.
Совет: если вы, мать, выходите на прогулку с ребенком в узких джинсах, совсем нелишне было бы привязать на пояс искусственный хвост.

30. Ребенок, родившись, инстинктивно ищет мать, покрытую шерстью. Когда он волнуется или хочет спать, ему очень важно, чтобы рядом был пушистый предмет игрушка, одеяло, волосы матери.
          Инстинктивная потребность успокоить себя контактом с матерью остается на всю жизнь. В любом возрасте чаще других слов человек в отчаянии кричит: «Мама!» И хватается руками за шерсть, которая всегда под руками, за собственные волосы. Точно так же поступают несчастные обезьянки, у которых на глазах экспериментаторы ловят и утаскивают мать. Но они хватаются за собственную шерсть в любом месте своего тела, так как она есть везде.

31. Инстинкт собственности один из самых мучительных для детей человека: из-за собственности приходится вступать в конфликты с другими детьми.
          Ребенок может быть добрым, нежадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе.
Нам такое дитя кажется жадным, упрямым, мы ругаем его, часто помогаем чужому малышу забрать у него игрушку и еще больше увеличиваем его горе. Несколько десятилетий назад прекрасный этолог детей доктор Б. Спок призвал американских матерей изменить свое поведение, понимать и щадить детей с сильным инстинктом собственности. Эти дети теперь давно взрослые. Они не стали ни жадными, ни грабителями. А дети, из которых «жадность» выколачивали, часто становились ими.
Полагают, что у наших первобытных предков, не имевших ни сейфов, ни сундуков, ни замков, личная собственность являлась неприкосновенной. Поэтому после смерти человека никто не смел взять ее. И его орудия, его собаку, а позднее и его жену погребали вместе с ним. Возможно, тогда еще у людей не было идей о загробной жизни, где эти предметы могут понадобиться покойнику.

32. Лишение собственности или ограничение на владение ею деформирует психику и взрослого человека. Делает его агрессивным, завистливым и вороватым.
          Это прекрасно понимали античные законодатели, наделяя гражданским правом участвовать в выборах и защищать отечество лишь тех членов общества, у которых была собственность. Это не притеснение «правящим классом» «угнетенных», но вынужденная мера, делавшая демократию более стабильной, а войско храбрым.
          В XX веке эксперимент по массовому лишению людей частной собственности ясно показал, что противодействие этому инстинкту делает людей не лучше, а хуже, чем они могли бы быть, владей они собственностью.

33. Попробуйте давать ребенку задачи возрастающей трудности или затейте неприятный для него разговор, принудите его делать что-нибудь скучное.
          И вдруг, экая бестия!, он неожиданно переключит ваше внимание на другое. Что-нибудь спросит, увидит кого-нибудь за окном, уронит что-то на пол, а то и скажет, что звонят в дверь. Иногда он кажется не по возрасту хитрым, находчивым, лживым. Но пока все это не он придумал - сработала, спасая его из сложной ситуации, программа замещающего поведения.
          В таких ситуациях многие животные ведут себя не менее хитро. Некоторые ученые считают, что ложь -такое, если вдуматься, странное поведение столь точной машины, как мозг, имеет в основе своего формирования программу замещающего поведения.

34. Замещающее поведение широко распространено среди животных и среди людей. Не стоит об этом забывать.
          Два петуха конфликтуют. Драки не миновать. Один напирает, а другой боится драться, но и отступать не хочет. И в самый драматический момент он вдруг начинает клевать мнимые зерна. Забияка растерян: пищевое поведение второго петуха совсем не агрессивно, драться не с кем.
          У собак замещающее поведение очень похоже на детское. Даже этолог, прекрасно знающий, как проявляются инстинктивные программы, часто затрудняется, к чему отнести те или иные действия собственной собаки. Когда ваш четвероногий друг, перед тем как лечь, скребет лапой паркет (это сработала начальная часть врожденной программы образование ямки в траве и земле), а затем, изогнувшись дугой, крутится на месте (это следующая часть программы - примятие травы в форме лунки), то все ясно: ваша собака полностью перешла на инстинктивное поведение. Ведь она прекрасно видит, что никакой травы вокруг нет, а в том, что паркет бесполезно рыть лапой, убеждалась сотни раз. Но вот когда та же собака, чтобы прекратить ваше - скучное для нее занятие вдруг бросается с лаем к калитке во дворе или к входной двери в доме, изображая, что пришел кто-то посторонний, и не успокаивается, пока вы не прекратите свое скучное занятие и не займетесь ею, очень трудно понять, хитрый это замысел или замещающее поведение.
          Когда дипломаты двух стран, получив инструкцию затягивать переговоры, годами на полном серьезнее обсуждают вопрос о протоколе и повестке дня, возможности программы замещающего поведения проявляются в полном блеске.

35. К огорчению родителей, их совсем маленькие, все имеющие дети вдруг попадаются на воровстве. Причем крадут не что-то им нужное и для других не существенное, а именно то, что красть нельзя, и именно там, где им этого делать никак не следовало. Скандал.
          Детские психологи давно поняли, что это не беда, что красть запретное детям очень хочется. Сторонники теории «tabula rasa», считающей ребенка «чистой доской», на которой еще ничего не написано, говорят, что он крадет по незнанию, не ведая, что этого делать нельзя. Психологи же уверены, что это не так. Ему хочется украсть именно потому, что он прекрасно знает - это запретно.
          Для этологов тут нет ничего особенного: программа воровства есть у многих видов животных. В трудных условиях она помогает выжить, особенно если животное оказалось на дне иерархической пирамиды в группе и его к пище не подпускают более сильные сородичи. У сытого же животного она проявляется в форме игры. Живущие в достатке вороны городских пригородов могут подолгу крутиться вокруг собаки, пока не украдут из-под носа припрятанную той кость. А если у вас была ручная ворона, то вы убедились, что она крадет и прячет буквально все и у всех.

1 2
Страница 2 из 2
В начало статьи...




С уважением, команда сайта Domiki.

Вверх     Все статьи

Контакты          Поделитесь с друзьями...Возможно, им это пригодится )